Подводя итоги анализа результатов

Подводя итоги анализа результатов экспериментальных исследований и обобщения передового спортивного опыта, следует отметить следующее. 1. Во многих видах спорта имеет место слабая разработка вопроса о рациональном соотношении объемов общей и специальной физической подготовки в годичном цикле занятий с юными спортсменами. Между тем решение этого вопроса позволило бы более правильно планировать учебно-тренировочный процесс, улучшить качество подготовки юных спортсменов. 2. В видах спорта, в которых от спортсменов требуется преимущественно совершенство движений (I группа), следует увеличить удельный вес средств общей физической подготовки во всех периодах годичного цикла.

Более подробно об этом говорится в работе Ю. И. Курпана. 3. В видах спорта скоростно-силового характера (II группа) наши экспериментальные исследования показали целесообразность значительного увеличения объема средств общей физической подготовки в годичном цикле, особенно в подготовительном периоде, главным образом за счет упражнений скоростно-силового характера. Объем этих упражнений в годичном цикле подготовки юных легкоатлетов может быть доведен для юношей старшего возраста до 330-350 тонн, для девушек этого же возраста до 120 тонн.

Более подробно об этом говорится в работе В. П. Филина и В. С. Топчияна. 4. В видах спорта, для которых характерно преимущественно проявление выносливости (III группа), имеет место недооценка роли общей физической подготовки, главным образом роли упражнений скоростно-силового характера.

Наши исследования показали целесообразность увеличения объема средств общей физической подготовки в подготовительном периоде тренировки юных велосипедистов и лыжников-двоеборцев, главным образом за счет упражнений скоростно-силового характера. Объем этих упражнений в годичном цикле подготовки юных велосипедистов старшего возраста может быть доведен до 130 тонн. Более подробно об этом говорится в опубликованных в настоящей книге работах Ю. В. Качуренко и А. Д. Солдатова.

5. На основе экспериментальных исследований и обобщения передового спортивного опыта нами разработано примерное соотношение объемов общей и специальной физической подготовки для различных групп видов спорта. Эти данные представлены в таблицах, которые демонстрируются в работах научных сотрудников ЦНИИФКа в ряде разделов настоящей книги. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ Важнейшим условием достижения хороших результатов в легкой атлетике является высокий уровень развития скоростно-силовых качеств.

Для успешной спортивной подготовки юных легкоатлетов большое значение имеет разработка методики развития этих качеств. Содержащиеся в ряде научных и методических работ рекомендации по методике развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов (Н. Г. Озолин, В. М. Дьячков и др.) относятся в основном к взрослым спортсменам. Методика развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов разработана слабо.

Между тем многие авторы считают самым благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых качеств занимающихся подростковый и юношеский возраст. В частности, об этом свидетельствуют исследования, проведенные В. С. Фарфелем, Н. Н. Гончаровым, А. В. Коробковым, И. М. Фрейдбергом и др. Опыт передовых советских тренеров показывает, что наиболее эффективными средствами для развития скоростно-силовых качеств являются упражнения скоростно-силового и силового характера, к которым относятся всевозможные прыжковые упражнения, метания легких снарядов и набивных мячей, упражнения с отягощением в виде гантелей, гирь, штанги.

В последние годы усилилось внимание специалистов к применению упражнений с отягощениями в занятиях с юными легкоатлетами. В ряде исследований (С. В. Каледин, О. В. Федоров, Б. В. Валик) сделана попытка выявить значение и определить место упражнений силового характера в развитии скоростно-силовых качеств юных спортсменов.

Данные этих исследований говорят главным образом об «остром» воздействии нагрузок силового и скоростно-силового характера на организм юных спортсменов на протяжении относительно кратковременного промежутка времени. Вопрос же о допустимости систематического применения значительных по объему силовых нагрузок на протяжении длительного промежутка времени (например, в течение года) в занятиях с юными легкоатлетами еще не подвергался изучению.

Между тем положительное решение этого вопроса способствовало бы внедрению новых, более прогрессивных, методов скорост-но-силовой подготовки в занятия с юными легкоатлетами. Это позволило бы уже в раннем возрасте достигать Уровня подготовленности занимающихся, необходимого Для достижения высоких спортивных результатов в юношеском возрасте, а затем и в группе взрослых спортсменов.