Поощряя ученика

Постоянное пребывание занимающихся на протяжении ряда лет в детской спортивной школе создает богатые возможности для использования различных форм воспитательной работы. Успех этой работы во многом зависит от умения правильно планировать ее. При составлении плана необходимо иметь в виду цель, стоящую перед спортивной школой, особенности учебных групп, а также план воспитательной работы общеобразовательной школы. План должен быть реальным, выполнимым и не громоздким. В него можно включать следующие мероприятия: 1. Организацию лекций, бесед и докладов.

2. Участие в общественно-политических мероприятиях, праздниках. 3. Посещение спортивных соревнований и праздников, организацию экскурсий и походов.

4. Проведение собраний. 5. Выполнение общественных заданий и поручений. При подборе лекций и докладов необходимо учитывать актуальность темы, возрастные особенности слушателей и их интерес к виду спорта, которым они занимаются.

Темы лекций могут быть посвящены, например, коммунистической нравственности, моральному облику советского ученика, дисциплине и учебе в школе, вопросам физической культуры и спорта; силе и значению коллектива; дружбе и товариществу; взаимопомощи и поддержке в учебе и занятиях спортом. Доклады не могут быть отвлеченными, следует опираться на факты, имеющиеся среди самих учеников. Спортивные соревнования и их результаты являются одновременно итогом учебно-воспитательной работы.

Этот итог указывает на выполнение поставленных задач; характеризует труд коллектива и каждого ученика в отдельности. Итогам спортивных соревнований можно посвятить специальное собрание, на которое следует пригласить родителей учеников.

Хорошо подготовленное и проведенное собрание способствует уяснению учениками своего патриотического долга, честного отношения к труду, налаживанию дружбы и товарищества в коллективе. Общественные поручения и задания — одна из действенных форм вовлечения учеников в коллективную творческую работу. Тренер с целью создания актива, который помогает ему в осуществлении воспитательной работы, дает различные поручения ребятам и налагает на них определенные обязанности.

Очень полезны встречи и беседы с мастерами спорта, тренерами, которые могут рассказать о своей спортивной жизни, о помощи партии и правительства в достигнутых ими результатах, о преодолении трудностей во имя Родины, о заграничных поездках и встречах с зарубежными спортсменами и т. д. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ СИЛЬНЕЙШИХ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ СССР В июле 1963 г. в Волгограде состоялись финальные соревнования VIII Всесоюзной спартакиады школьников. В соревнованиях, предшествовавших финалу спартакиады, участвовало около 16 млн. школьников.

В Волгоград съехалось 2836 сильнейших юных спортсменов страны, в числе которых были 41 мастер спорта и 822 спортсмена I разряда. Спортивная подготовленность участников финала Спартакиады 1963 г. по сравнению с финалом Спартакиады 1961 г. повысилась. Так, если на VII спартакиаде зачетные нормативы выполнили в пяти видах спорта 62,2% спортсменов, то на VIII спартакиаде — уже 79,1%. Возросла плотность результатов у основной массы участников.

С целью изучения методики подготовки сборных команд республик и городов страны сектор теории и методики юношеского спорта ЦНИИФКа провел сбор, обработку и анализ 1480 анкет, распространенных среди участников финальных соревнований VIII Всесоюзной спартакиады школьников в Волгограде. Полученные данные свидетельствуют об улучшении методики подготовки основной массы юных спортсменов в результате внедрения в практику положений советской системы спортивной тренировки.

Вместе с тем выявлены существенные недостатки в работе многих тренеров и преподавателей.