Поступательное развитие двигательной функции

Говоря о методах развития «прыгучести», большинство авторов считает, что па первом этапе развитие качеств носит общий характер, в дальнейшем же тренировка приобретает более специализированную направленность, приближаясь по характеру и форме упражнений к специфике избранного прыжка (Н. Г. Озолин, Л. С. Хомен-ков, 1950; В. М. Дьячков, 1953; Д. М. Иоселиани, 1955; Г. В. Рощупкин, 1960). В качестве основных средств развития «прыгучести» авторы рекомендуют упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, принимающих активное участие в толчке, различные прыжковые упражнения, упражнения с отягощением и упражнения, специфичные для спортсменов данной специальности. Результаты исследований, проведенных в этом направлении на спортсменах различных специальностей, представляют определенную ценность и для тренировки гимнастов. Но, как известно, физические качества проявляются в определенном двигательном акте.

В гимнастике, в частности при выполнении опорных прыжков, имеется целый ряд особенностей, например наличие упругой опоры при отталкивании. Эти особенности требуют выявления специфики развития прыжковых качеств гимнастов и проявления их в конкретном двигательном действии. При анализе спортивно-методической литературы отмечено крайне незначительное количество работ по данному вопросу (Д. С. Якубенок, 1951; Л. П. Семенов, 1956; В. Ф. Ломейко, 1960).

Но эти работы в основном содержат сведения общего характера без достаточной научной разработки изучаемого явления. Средства и методы, предлагаемые авторами этих работ, направлены преимущественно па развитие скоростно-силовых качеств общего характера: упражнения, развивающие силу мышц нижних конечностей, разнообразные прыжковые упражнения.

Ими не учтены специфические особенности выполнения гимнастического опорного прыжка и связанные с этим изменения в методике тренировки гимнастов.