Потребность в общении

Потребность в общении как стимул положительного отношения к общественной работе была свойственна преимущественно учащимся со средним и низким уровнем нравственной воспитанности. Эти учащиеся стремились к поручениям группового и коллективного характера и в равной мере соглашались на выполнение и организаторских, и исполнительных заданий. В то же время они нуждались в уточнении своих идеалов и убеждений.

Формирование положительных качеств личности у этих школьников протекало быстро вследствие их высокой активности в работе, хотя вначале они вступали на путь общественной деятельности не всегда осознанно. Выполнение общественных заданий по спорту позволило некоторым старшеклассникам определить предмет своего интереса и в спортивной деятельности. Если положительное отношение к общественной работе вытекало из устойчивого интереса к спорту, то необходимо было добиваться переноса положительных качеств личности, проявляющихся в спортивной деятельности, на все стороны жизни юного спортсмена.

Расширение характера деятельности таких школьников, постепенное усложнение заданий создавали условия для проявления многогранных качеств личности. Каким бы ни был мотив положительного отношения школьников к общественной работе, он всегда являлся, а благоприятным условием включения спортсмена старшеклассника в работу и при внимательном дифференцированном подходе к нему позволял воспитывать положи»» тельные свойства личности, в частности чувство ответственности за дела коллектива.

Нейтральное отношение к общественной работе было характерно для старшеклассников, никогда не выполнявших самостоятельно общественных поручений, отличавшихся робостью, неуверенностью в своих силах. Среди старшеклассников этой группы также выделились две подгруппы. Одну из них представляли школьники со средним уровнем воспитанности, с довольно определенными суждениями о жизни, но со смутными представлениями о своих обязанностях перед обществом.