Преодолевание трудностей

В методе приучения можно выделить следующие группы: 1) приучение к преодолению трудностей спортивной тренировки; 2) приучение к действиям в коллективе и для коллектива; 3) приучение к дисциплине путем систематических требований, распоряжений, приказаний и т. д.; 4) приучение к самостоятельным и инициативным действиям. Характер упражнений, объем и трудность работы, система занятий, многократные повторения упражнений в ходе тренировки должны использоваться в воспитательных целях. Однако чтобы приучить спортсмена-новичка к большому объему работы, к обязательному выполнению задач тренировки, необходимо постепенное увеличение нагрузки и усложнение условий, а также правильное распределение и чередование упражнений в процессе тренировки. «Объем работы в гребле, — сказал, например, в беседе заслуженный тренер СССР Б. С. Бречко, — очень велик.

Каждого новичка приходится предупреждать о предстоящих трудностях. Подготовительный период длится 6 месяцев. «Втягиваться» в данный режим помогает постепенность в работе.

И только после того, как этот период пройдет, спортсмен способен справиться с нагрузками». Чтобы приучить спортсменов преодолевать трудности, тренеры проводят отдельные занятия в сложных условиях. В гребле, например, их создают ветер, волна, дождь; в лыжном спорте — упражнения с отягощениями, бег на лыжах по пересеченной местности со сложным рельефом.

Важным средством приучения в тренировке по любому виду спорта является соблюдение строгого режима. Вот что рассказывает, например, о режиме дня спортсменов-скороходов заслуженный мастер спорта, победитель международных состязаний В. В. Ухов: «У нас выработался определенный режим дня. В 7 час. подъем, тренировка на 10 км с ускорениями при любой погоде. Мы приучили себя к самым сложным погодным условиям, точно назначали время тренировки, а в тот день недели, в который, по нашим расчетам, будут проходить соревнования, тренировались с особенно большой интенсивностью».