Принцип цикличности тренировочного процесса

Поскольку в основе развития тренированности лежат срочные и кумулятивные (накопительные) приспособительные изменения организма, проблема педагогического контроля в общем сводится к разработке системы — совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих методов оценки срочных кумулятивных адаптивных реакций организма. При этом под срочным тренировочным эффектом подразумевается величина и характер изменений, наступающих в организме под влиянием одного тренировочного упражнения или урока. Кумулятивный тренировочный эффект представляет собой относительно устойчивые изменения в организме, происходящие под влиянием определенного количества тренировочных уроков — суммы нескольких срочных тренировочных эффектов.

С этой точки зрения вся информация педагогического контроля может быть разделена на срочную (оперативную) и периодическую. Отсюда вытекает, что для осуществления управления некоторые виды информации тренер должен получать регулярно, а некоторые — периодически.

На основании сложившегося опыта можно выделить организационные формы проведения педагогического контроля. I. Самоконтроль спортсменов. Систематическая оценка состояния по показателям: самочувствие, сон, аппетит, масса, пульс, переносимость нагрузки, учет выполняемой тренировочной работы.

Очень полезно для оценки результатов тренировки и составления планов на будущий год вести в дневнике подробную запись выполненной тренировочной работы. В нем следует записывать дату, время, длительность занятия, примерную оценку величины нагрузки в процентах от максимальной (по самочувствию) и оценку освоения выполненной работы.