Принципы нравственного воспитания

Последовательное соблюдение требовательности к учащимся в наилучшей мере способствует их нравственному росту. Недоверие и подозрительность к ученикам, неверие в их внутренние силы и возможности отдаляют тренера от учащегося, затрудняют учебно-воспитательную работу. Доверчивое и чуткое отношение к ученикам значительно повышает эффект воспитательного воздействия.

В процессе нравственного воспитания тренер должен обращаться прежде всего к положительным качествам учащихся. Неправильно поступают воспитатели, сосредоточивающие все внимание на борьбе с отрицательными качествами, не использующие возможности для закрепления положительных качеств. Такой подход к воспитательной работе является односторонним.

Для успешного разрешения задач нравственного воспитания необходимо обеспечить строжайшую согласованность, единство воспитательного воздействия со стороны тренера, родителей, учителей, пионерской и комсомольской организаций и т. д. Чтобы правильно воспитывать детей, подростков и юношей, нужно хорошо знать их возможности, обусловленные возрастом. Задачи, которые воспитатель ставит перед учениками, должны быть конкретными и доступными. Важно помнить еще об одной особенности детей и подростков: им наиболее понятны и доступны яркие примеры.

Они обычно воздействуют не только на их сознание, но и на эмоции. Если умело использовать эмоции, то более прочно будут усваиваться моральные нормы и правила поведения.

Наряду с возрастными особенностями у каждого подростка имеются свои индивидуальные особенности. Не зная индивидуальных особенностей каждого ученика, преподаватель не может в полной мере осуществить задачи нравственного воспитания. Для группы ставятся одинаковые воспитательные задачи, но часто требуется индивидуальный подход при выборе методов решения этих задач.