Привычка

В спортивной практике педагог-тренер может использовать много средств, стимулирующих нравственное поведение: взаимопомощь, упражнения, требующие согласованных действий, занятия в трудных условиях, различные виды соревнований, игровую деятельность и т. д. Однако сами поступки еще не говорят о нравственной воспитанности. Важно знать также побудительные силы, мотивы, которые лежат в основе поступков. Формирование высоконравственных мотивов деятельности — важнейшая задача коммунистического воспитания советского спортсмена.

Привычка — это потребность к совершению нравственных поступков. Она может быть простой, если в ее основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложной, когда создается потребность и готовность к выполнению нравственной деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение для спортсмена. Основой таких сложных нравственных привычек советского спортсмена является глубокое сознание общественной значимости советского спорта и личной ответственности перед страной, своим коллективом за свое поведение в быту, на занятиях, соревнованиях, сборах, за отношение к своим повседневным обязанностям.

Волевые черты характера советского спортсмена также формируются в процессе интенсивной спортивной деятельности. Действия и поступки человека регулируются волей, в результате чего развиваются волевые свойства личности спортсмена. К волевым качествам советские психологи относят целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность и др. Волевые действия предполагают наличие цели, а также препятствий, трудностей, своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.