Проблема интенсификации обучения

Выделяют так называемое внешнее и внутреннее кольцо управления произвольными движениями. Внешнее кольцо охватывает прямую связь и внешнюю дугу обратной связи со зрительным, слуховым, обонятельным и тактильным рецепторами, содержащими смысловую афферентацию. Внутреннее кольцо обеспечивает прямую связь и внутреннюю дугу обратной связи по проприорецепторам, не связанным непосредственно с нашим сознанием. Работы И. М. Сеченова, Н. А. Бернштейна и ряда других исследователей способствовали формированию современных представлений о сенсорном синтезе, который включает сложный комплекс афферентаций, осуществляющих при регуляции движений.

Роль сенсорных коррекций в управлении движениями чрезвычайно велика, причем многие специалисты отмечают, что их реализация происходит не путем изолированных рецепторних сигналов, а при помощи синтезированных комплексов. В управлении движениями принимает участие не только кольцевой, но и так называемый программный механизм. Конкретное преобладание одного из них зависит от общей ситуации, в которой происходит двигательный акт. Оба механизма отличаются способом использования информации о движениях.

Последняя является основой эффективного регулирования и в одних случаях используется для подбора программы, адаптированной к двигательной обстановке, в других — для постоянной коррекции программы движений сообразно изменениям внешних условий.