Проф. А. А. Ухтомский

Данные субъективных ощущений и анализа своих действий учитывались, как уже было сказано выше, в дневниках самоконтроля. В них факенровались основные вопросы субъективных ощущений и самооценки результатов каждого занятия. Все это требовало серьезного, сознательного отношения занимающихся к учебно-тренировочному процессу. Ведение дневников помогало решать задачи воспитательно-образовательного характера.

Занимающиеся с большим интересом отнеслись к заполнению дневников. Они стали лучше разбираться в вопросах тренировки, сознательнее относиться к занятиям и достаточно правильно оценивали субъективные ощущения. Запись субъективных ощущений в дневниках помогала нам судить о величине нагрузки.

Характерно отметить, что паша оценка, как правило, совпадала с самооценкой юных гимнасток. Это свидетельствует о правильной оценке занимающимися результатов своей работы, что очень важно в учебно-тренировочном процессе. Определяя величину нагрузки по продолжительности занятий, по количеству выполненных элементов, по потере веса, частоте пульса и задержке дыхания, мы сопоставляли эти данные с данными субъективных ощущений занимающихся.

Это давало возможность судить об общей величине тренировочной нагрузки в том или ином занятии, воздействии се на организм юных гимнасток. В заключение следует сказать несколько слов о кистевой динамометрии. Наблюдения показали, что кистевая динамометрия не дает убедительных доказательств, по которым можно было бы судить о состоянии занимающихся.

Как правило, она оставалась неизменной, а если были колебания, то в пределах 1-2 кг, причем нередко наблюдались случаи, когда показатель кистевой динамометрии к концу занятия с большой тренировочной нагрузкой превышал исходные данные. Поэтому мы не считаем целесообразным пользоваться этим показателем для определения состояния занимающихся и судить по нему о величине тренировочной нагрузки. Контролируя величины тренировочных нагрузок, в дальнейшем можно определить наиболее целесообразную частоту занятий и их нагрузку в зависимости от периодов тренировки, обеспечив этим правильное физическое развитие юных спортсменов, укрепление их здоровья и достижение высокого уровня спортивного мастерства.