Работы И. М. Сеченова

Механизмы регуляции движений имеют непосредственное отношение к формированию двигательных навыков у человека. Согласно концепции И. П. Павлова, при формировании соответствующего двигательного навыка в коре большого мозга путем многократных повторений тех или иных двигательных действий образуется так называемый динамический стереотип. Понятие «динамический» сегодня можно употреблять в более широком плане. Это способность условнорефлекторной деятельности к определенным изменениям применительно к условиям движений с целью наиболее совершенного приспособления организма к внешней среде.

Н. А. Бернштейн рассматривал формирование двигательного навыка как многоуровневый процесс психомоторной деятельности, в ходе которой ЦНС путем проб и ошибок принимает оптимальное решение. Важная роль в формировании двигательных навыков отводится анализаторным системам организма. Преимущество при этом отдается двигательному анализатору, от которого во многом зависит возможность управления сложными движениями.

Всю информацию о движениях, поступающих от собственных органов чувств, воспринимающих данные движения, можно классифицировать как «основную», или «собственную», и дополнительную, стороннюю. В обучении необходим особый вид информации, поступающей со стороны в дополнение к основной информации. Обычно она передается обучаемому путем показа или рассказа и направлена в первую очередь к его сознанию.

Таким образом, без дополнительной информации не может быть реализовано педагогическое управление формированием специальных навыков. Вместе с тем эффект от использования дополнительной информации при обучении зависит не только от ее содержания, но и восприятия, сличения со следами собственной информации обучаемого, полученной во время выполнения движений.