Рассматривая обучение движениям и спортивно-техническое совершенствование

Сложность заключается в другом — в объективном определении областей двигательной деятельности, которые дают возможность установить те или иные двигательные способности человека. Разработанный советскими учеными всесоюзный физкультурный комплекс ГТО в значительной степени решает эти задачи. Упражнения этого комплекса не только адекватно отражают уровень физического развития и степень физической подготовленности, но и являются своеобразными тестами, наглядно раскрывающими двигательные способности человека.

Поэтому в качестве примера устройства ПЦУ, позволяющих тренеру раскрывать и развивать двигательные способности обучаемых, можно назвать тренажерные комплексы для занятий по подготовке к освоению упражнений комплекса ГТО, а также для диагностики соответствующих двигательных задатков. К таким техническим средствам могут быть отнесены устройства, позволяющие программировать и контролировать дискретные значения одной-двух биомеханических характеристик движений.

Чаще всего это величина того или иного суставного угла (для определения подвижности в суставах); ускорение движения отдельных биозвеньев, целых конечностей и частей тела (для определения скоростных возможностей); сила отдельных групп мышц (для установления силовых способностей человека) и др. При помощи этих устройств педагог может определить уровень тех или иных способностей человека, задав ему одно из упражнений комплекса ГТО и проконтролировав при помощи такого технического устройства качество его выполнения. Такой дифференцированный контроль дает возможность более объективно заметить отстающие звенья во всей целостной системе способностей или, наоборот, обратить внимание на проявление повышенных двигательных способностей, например, силовых или других.