Разница между средними показателями

При анализе результатов выполнения контрольных упражнений следует обратить внимание и на отклонение результатов от среднего показателя, то есть на их разбросанность. Она зависит от индивидуальных особенностей учащихся, различной степени физической подготовленности, разного уровня развития физических качеств. Результаты свидетельствуют о значительных отклонениях от среднего показателя во всех контрольных упражнениях и возрастных группах.

Большое отклонение указывает на то, что контингент учащихся очень различен, а это требует большой индивидуализации учебно-тренировочного процесса. Так, результат в подтягивании для мальчиков 17 лет колеблется от 3 до 20-25 раз, в беге на 60 м — от 10 до 6,9 сек., в прыжке в длину с места — от 190 до 290 см и т. д. Отклонение от среднего показателя у учащихся старшего возраста больше, чем у учащихся младшего возраста.

Это также один из признаков неравномерного развития отдельных физических качеств. Например, у легкоатлеток 11 лет результат в отжимании колеблется от 0 до 10 раз (разница-10), в 12 лет — от 1 до 16 (разница 15), в 13 лет — от 2 до 22 раз (разница 20), в 14 лет — от 2 до 24 раз (разница 22), в 15 лет — от 2 до 26 (разница 25), в 16 лет — от 3 до 28 раз (разница 25) и в 17 лет — от 3 до 30 раз (разница 27). Эти цифры показывают, что у 17-летиих девочек диапазон колебания результатов в отжимании по сравнению с девочками 11 лет в 2,5 раза больше. Полученный и обобщенный материал дает возможность оценить некоторые стороны общей физической подготовленности учащихся детских спортивных школ Литовской ССР, установить уровень развития основных физических качеств.

Материал частично может быть использован в качестве ориентира при оценке подготовленности учащихся.