Сложные движения

Перечисленные признаки далеко не исчерпывают всех свойств и особенностей движений со сложнокоординацион-ной структурой. Эти движения потому и называются сложными, что их количественные характеристики практически невозможно определить с такой полнотой, как это доступно у сравнительно простых по структуре двигательных действий. Тренер, который работает с высококвалифицированными спортсменами, осваивающими сложные движения, стоит перед более сложными проблемами обучения, чем всякий другой педагог. Если при обычном обучении основной целью является познание уже известных, познанных человечеством закономерностей, то при обучении спортивным движениям и педагог и обучаемый сталкиваются со многими такими проблемами, которые еще не разрешены средствами научного познания.

Таким образом, если в общей педагогике принято довольно четко различать специфику познавательной деятельности человека при его обучении и при научном познании объектов окружающей действительности, то при обучении спортивным движениям такой четкой грани провести невозможно. И сам спортсмен и обучающий его тренер часто являются не только участниками специально организованного познавательного процесса, но и соавторами научных открытий, которых они достигают, создавая совершенно новые, чрезвычайно сложные движений человека, по-новому решая двигательные задачи в практике спорта.