Содержание спортивной тренировки

Содержание спортивной тренировки как педагогического процесса и складывается из этих видов подготовки, каждый из которых осуществляется с помощью специальных средств и методов, применяемых на протяжении определенного времени в определенной последовательности. Поэтому каждый из видов подготовки можно рассматривать как локальную программу воздействия на организм. Поскольку эти программы реализуются не только последовательно, но и параллельно на протяжении всего годичного цикла, тренировка представляет собой многослойный процесс.

Характер ответной приспособительной реакции организма, определяющей направление его развития, зависит от построения локальных программ, условий их сочетания в годичном цикле тренировки и еще от многих факторов. Возможности сочетания влияющих факторов чрезвычайно большие и часто носят случайный характер. Соответственно непредвиденный характер носят и вызываемые случайными сочетаниями влияющих факторов реакции организма.

Это создает большие трудности в управлении тренировочным процессом. Поэтому совершенно справедливым следует считать мнение, что первоочередная задача спортивной науки заключается в том, чтобы познать закономерные взаимосвязи между структурой внешней нагрузки и характером внутренней нагрузки (реакции организма), а также направлением и темпом адаптации (Д. Харре, 1971)Представляется важным в этом аспекте выделить сложившиеся на основании обобщения практического опыта и специальных исследований организационно-структурные слагаемые тренировки и факторы, обусловливающие их влияние на организм спортсмена.

С позиций управления их можно рассматривать как регулируемые параметры, т. е. показатели внешней стороны нагрузки, сочетания или изменение которых вызывают определенные, заранее приблизительно известные изменения ответных реакций организма. Иначе говоря, возникает необходимость в создании функциональных моделей тренирующих воздействий, отражающих закономерный характер взаимосвязи определенных организационно-структурных слагаемых процесса тренировки с реакциями на них организма спортсмена.

Исходя из имеющихся в литературе данных и практического опыта, представляется целесообразным выделить следующие организационно-структурные слагаемые системы воздействия в тренировке.