Сознательное отношение

В свою очередь, сознательное отношение есть не только субъективно-психологическое явление, а единство субъективного и объективного, где ведущая роль принадлежит объективному фактору. С объективной стороны на сознание человека среди многочисленных воздействий особое влияние оказывает социальная среда и в первую очередь трудовой (учебный) коллектив. Таким образом, любая человеческая деятельность детерминируется внутренними объективно-субъективными побуждениями — мотивами, которые формируются под воздействием внешних, в основном социальных, побудительных сил: социальных потребностей, общественных интересов, государственных и коллективных установок и других факторов социальной среды.

Исходя из данной концепции можно заключить, что факторы социального воздействия являются средствами формирования мотивов и воспитания активности. В этой связи нами были поставлены задачи: 1) изучить мотивы физкультурной деятельности студентов; 2) выяснить объективные факторы, побуждающие к данной деятельности; 3) изучить функционирование этих факторов в коллективе вуза. Результаты опроса 720 студентов БГИНХ, отличающихся низкой активностью на занятиях физвоспитания, показали, что они руководствуются преимущественно личностными, и ситуативными мотивами: «Приобрести красивую фигуру» (96 %), «Укрепить здоровье» (63), «Получить зачет» (57), «Активно отдохнуть» (31 %). В то же время известно, что в основе устойчивой активности лежит осознание человеком не только личной, но и общественной необходимости деятельности.

Поэтому особое значение в воспитании студентов приобретают вопросы формирования у них социально-значимых мотивов.