Спортсмен и тренер

Спортсмен должен испытывать доверие к тренеру как к человеку и специалисту. Он должен быть убежден, что тренер имеет высокую профессиональную квалификацию, заинтересован в его (спортсмена) личных успехах, тактичен, готов прийти ему на помощь в трудные минуты, справедлив, объективен, предъявляет высокие требования к самому себе, стремится к совершенствованию своих профессиональных знаний и моральных качеств. Фигура тренера часто предстает перед учениками в особом свете — как человек-идеал, человек, от которого зависит исполнение или неисполнение личных надежд и желании спортсмена.

Характер взаимоотношений тренера и спортсмена складывается под влиянием многих факторов (С. М. Вайцеховский, С. П. Неверкович и др.): личностных качеств тренера, спортсмена, его возраста, квалификации, опыта, уровня притязаний. Сложность работы тренера заключается прежде всего в том, что ему приходится работать со спортсменами разного возраста, подготовленности, личных качеств, в различных организационных ситуациях. Естественно, что при этом изменяются как запросы спортсмена к тренеру, так и характер педагогической деятельности тренера.

На вопросы анкеты о том, какими основными качествами дол жен обладать тренер, спортсмены разного возраста и квалификации отвечают по-разному. Новички в большинстве случаев желают тренироваться у тренера-мастера спорта, подчеркивая, что он обязательно должен быть культурным, тактичным, опытным человеком.

Мастера спорта не придают значения личным спортивным достижениям тренера, считая, что в первую очередь он должен обладать высокой профессиональной эрудицией и мастерством при обязательной тактичности, внимательности, общей высокой культуре. f Особенности педагогической деятельности тренера меняются в зависимости от возраста, спортивной квалификации и опыта спортсмена.

При работе с новичками (этап начальной подготовки) тренер прежде всего организатор и воспитатель. Он привлекает детей к занятиям, формирует их отношение к тренировкам и спорту.