Спортсмены, которые способны сохранить биодинамическую структуру опорных взаимодействий

Ведущим фактором, обеспечивающим устойчивость движений спортсменов к сбивающим воздействиям больших физических нагрузок, является стабильность биодинамической структуры техники проведения этого сложного приема. Если. спортсмену после большой физической нагрузки все же удается сохранить характер опорных взаимодействий при проведении приема, можно с большой степенью уверенности судить о достаточной устойчивости приобретенного им навыка. Спортсмены, которые способны сохранить биодинамическую структуру опорных взаимодействий при проведении этого же приема на тренировочных занятиях, успешно его выполняют и в условиях напряженных соревновательных поединков.

Таким образом, при оценке качества обучения, прежде всего с точки зрения устойчивости навыка, можно руководствоваться в данном случае эталонными показателями структуры опорных взаимодействий, реализуемых (или не реализуемых) обучаемыми в момент тестовых испытаний после большой физической нагрузки. Не дожидаясь соревнований, этим способом можно проверить устойчивость навыка у спортсменов.

Получив в процессе тестирования большую физическую нагрузку (адекватную соревновательной), спортсмен должен выполнить изученный прием. Тренер контролирует показатели опорных взаимодействий (по модулю и вектору) при помощи технических средств ПЦУ. Затем определяется процент отклонений в характеристиках движений обучаемого от заданного движения-эталона, указанного в педагогической программе. Если этот процент находится в рамках допустимых отклонений, навык можно признать устойчивым.

При оценке освоения обучаемыми других сложных спортивных движений могут быть избраны и другие критерии эффективности педагогического процесса. Однако общий принцип сравнения действий обучаемых с двигательными заданиями, а через них и с практической деятельностью, должен быть обязательно сохранен.

Очевидно, можно предложить немало методов сравнения эталонных значений параметров движений с их характеристиками, реализуемыми обучаемыми в период тренировки. Однако очень важно получить такие сравнительные данные и по возможности оперативно, непосредственно на занятии или же сразу после него.

Это могут обеспечить только соответствующие технические средства и в первую очередь ЭВМ.