Стимулирующий сигнал

Дальнейшее развитие и совершенствование АСУ обучением движениям обусловлено наличием двух важнейших проблем: потребностью обучения движениям повышенной сложности и необходимостью создания условий более активного и адаптивного (со стороны АСУ) взаимодействия с обучаемым. Решение первой проблемы может осуществляться в рамках теории и практики программно-целевого управления тренировкой. Решение второй проблемы требует поиска путей активации и динамической адаптации АСУ к индивидуальным двигательным механизмам действий обучаемых. Одним из возможных вариантов разработки АСУ, адаптированных к индивидуальным двигательным возможностям обучаемых в единоборствах, является оснащение их активными блоками — антропоморфными исполнительными модулями (АИМ). АИМ должен выполнять функции активного механического исполнительного устройства, взаимодействующего с обучаемым непосредственно в ходе учебного процесса.

Дополнительные устройства и блоки должны обеспечивать обратную связь между обучаемым, АИМ и педагогом. На кафедре биомеханики под руководством автора при участии А. Д. Хазана и В. С. Болтянского была разработана АСУ для обучения технике ряда сложных приемов в фехтовании на шпагах.

Конструкция АИМ включала три основных блока: исполнительное устройство-антропоморфный манекен с подвижными шарнирами (АМПШ), имитирующими суставные сочленения конечностей; механические, приводы с электродвигателями (МПЭ) и пульт управления (ПУ) с сенсорными устройствами (СУ) и средствами внешних управляющих педагогических воздействий (СВУПВ).