Структура процесса нравственного воспитания

Психологическая структура процесса нравственного воспитания спортсмена включает формирование нравственных убеждений, чувств, стойких моральных привычек и нравственно направленной воли. Нравственные убеждения — это результат формирования нравственного сознания в целом: нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок и убеждений. Руководить формированием нравственного сознания спортсменов — значит помогать им в овладении основами марксистской этики, нормами спортивной этики. Понимание сущности, норм и принципов коммунистической морали и спортивной этики приводит к формированию нравственных суждений, при помощи которых оцениваются поступки как свои, так и других людей: товарищей по коллективу, спортивных противников, судей, тренеров и др. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, и определяют поведение и поступки человека.

Нравственные убеждения спортсмена — это такие принципы морали и спортивной этики, которые стали неотъемлемой частью нравственного сознания его личности, устойчивой основой поведения. Нравственно убежденный человек, глубоко уверенный в справедливости и истинности норм коммунистической морали, признает необходимость их неуклонного соблюдения.

Нравственные убеждения направляют и волевые действия человека. Для советского спортсмена в связи с условиями его деятельности характерно проявление таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость, упорство, твердость и др. Однако если в основе данных волевых проявлений не лежат нравственные убеждения, они будут иметь индивидуалистическое, сугубо личное содержание. Знание и понимание нравственных норм не может само по себе обеспечить действенное убеждение, но является необходимой предпосылкой к его формированию, особенно если знания подкрепляются личным примером педагога-тренера, его нравственной убежденностью, коммунистическим мировоззрением.