Тренировочный урок

Каждое последующее упражнение в уроке выполняется практически на фоне тех изменений, которые вызвало в организме предыдущее упражнение. От того, в какой стадии отдыха будет выполняться последующее упражнение, зависит не только изменение работоспособности в уроке, но и отдаленный (кумулятивный) результат в развитии специальной работоспособности спортсмена. Как показали исследования, проведенные 10. В. Фоль-бортом, М. В. Лейником, Н. В. Зимкиным, Н. Н. Яковлевым, М. Я. Горкиным, а затем применительно к решению практических задач тренировки В. В. Петровским, В. А. Сиренко, И. Ф. Леопенко, Б. Н. Юшко, В. В. Ко-робченко, после утомительных упражнений наблюдается четыре стадии отдыха, каждая из которых отличается особым соотношением уровня качественных показателей мышечной работоспособности: мышечной силы, быстроты, выносливости. В первой стадии отдыха после утомительных упражнений (в процессе выполнения которых работоспособность снижается) все показатели мышечной работоспособности находятся на уровне ниже исходного.

Во второй — мышечная сила и быстрота движений выше, а выносливость ниже исходного уровня. В третьей — все показатели работоспособности находятся на уровне несколько выше исходного. В четвертой стадии — мышечная сила и быстрота находятся ниже, а выносливость выше исходного уровня.

После неутомительных упражнений (бег 30, 60 м, прыжки) первая стадия отдыха не наблюдается. Сразу после окончания упражнения следует вторая, третья и четвертая стадии, после чего работоспособность возвращается к исходному уровню (М. В. Лейник, В. В. Петровский, В. Б. Полищук).