Учебный материал

Общие положения, определяющие точность движений, как часть общей координации движений человека, были выдвинуты И. М. Сеченовым, Н. Е. Введенским, А. А. Ухтомским, Л. А. Орбели, многими представителями школы И. П. Павлова. Совершенствованию методов, позволяющих выяснить уровень развития точности движений, посвящали свои работы М. Р. Могедович, А. В. Коробков, Е. К. Жуков, И. П. Ратов и др. Однако большинство выводов делалось на основании данных, полученных при измерении какого-либо одного признака. Так, способность к дозированию усилий измерялась преимущественно ртутно-пневматическим динамометром (Л. П. Там-биева, 1956; И. Г. Беляев,1959); способность к пространственной дифференцировке одно — и разнонаправленных простых движений отдельными частями тела выявлялась приборами типа кинематометра (А. И. Васютина, 1955; В. П. Назаров, 1962; Л. И. Козлов, 1963 и др.), восприятие времени оценивалось с помощью миллиэлектросекун-домера (С. Г. Геллерштейн, 1958; А. Е. Ивахин, 1956; А. В. Коробков и Г. И. Черняев, 1962 и др.). Уровень точности движений по всем трем признакам у взрослых спортсменов изучал Н. В. Сысоев, 1963 г. Работ, комплексно определяющих этот уровень одновременно по временным, пространственным и силовым признакам у детей младшего школьного возраста в зависимости от формы и объема работы по физическому воспитанию, нам в литературе обнаружить не удалось. Для экспериментальной проверки эффективности комплексной методики исследования точности движений у детей мы провели 2814 опытов на 137 испытуемых, учащихся III-IV классов в возрасте 9-11 лет. Исследовательская работа осуществлялась под научным руководством кандидата педагогических наук мастера спорта В. П. Филина.