Удовлетворение потребностей

Любая деятельность всегда предполагает наличие у человека тех или иных мотивов — побудительных сил. Мотивы спортивной деятельности бывают самыми разными. Одни занимаются спортом, потому что он доставляет им большое эмоциональное удовлетворение. Других привлекает возможность личных достижений. Для третьих таким мотивом является возможность отстоять честь своего коллектива, занятия спортом они рассматривают как гражданский, патриотический долг.

Формирование общественно значимых мотивов спортивной деятельности — важный момент в нравственном воспитании спортсмена. Однако такие мотивы возникают не сразу, а на основе непосредственной любви и интереса к занятиям, под влиянием воспитательной работы, которая проводится тренером. Удовлетворение потребностей в движении, постоянное совершенствование физических и духовных сил, эмоциональность спортивных занятий и спортивной борьбы, конкретность и увлекательность целей, успешное преодоление трудностей на пути их достижения, дружеские и товарищеские отношения в спортивном коллективе, атмосфера доверия, взаимопомощи и взаимной требовательности, постоянное общение с уважаемым тренером — все это привлекает молодежь к занятиям спортом и создает комплекс тех возможностей, которые могут быть успешно использованы тренером в процессе нравственного воспитания.

Однако при этом могут возникнуть и серьезные трудности. Они обусловливаются тем, что стремление к личному совершенствованию, первые спортивные успехи, сопровождающиеся порой неумеренной похвалой, поощрениями, могут стать источником тщеславия, зазнайства, самомнения, убежденности в своей исключительности и т. п. А напряженная обстановка спортивной борьбы без соответствующей нравственной зрелости, психологической готовности спортсмена может способствовать проявлениям грубости, нечестности, неуважительного отношения к сопернику, судьям, зрителям и др. Кроме того, чрезмерное увлечение спортом, превращение его в самоцель, как правило, приводит к умалению значимости других сторон жизни и деятельности человека.