Управлять человеком

Формирование и развитие человека, его трудовой, общественной и спортивной деятельности-целенаправленный, управляемый процесс. На первых этапах он осуществляется преимущественно информационным путем — посредством передачи личности информации об окружающем мире, правилах выполнения конкретной деятельности и т. д. Однако неправильно сводить весь процесс воспитания к информированию. Большую воспитательную роль играет непосредственная практическая (трудовая, общественная, спортивная) деятельность, служащая основным источником накопления личного опыта.

Огромное значение в жизни и развитии личности имеет коллектив. Именно на уровне коллектива человек осознает место коллектива в обществе и свое место в коллективе, цели и задачи коллектива и свою роль, функции, права, обязанности в нем, учится оценивать процесс и результаты своего поведения и деятельности. Управлять человеком — это значит не только помочь ему выбрать свою роль, создать благоприятные условия для выполнения своей функции, но и контролировать его действия, по достоинству, принципиально и объективно оценить его поведение и результаты работы и при необходимости внести соответствующие коррективы в его мировоззрение и поведение.

В процессе физического воспитания и спортивной тренировки изменяются как физические, так и личностные качества человека. Процесс этот сложный, и результат его зависит от стечения многих обстоятельств. Поэтому руководство тренировкой не следует рассматривать как набор пригодных на все случаи жизни готовых, неизменных рецептов.

Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Работа тренера — это творческий процесс, одна из задач которого состоит в том, чтобы в рамках общих правил найти индивидуальные способы решения задачи. Только знание и понимание сущности процесса, закономерностей жизнедеятельности организма и вытекающих из них общих правил (принципов) и способов их индивидуализации позволит правильно выбирать методические приемы решения тех или иных конкретных задач.