Уровневая структура ориентации

Уровневая структура ориентации студентов на физкультурную деятельность позволяет понять закономерность последовательного насыщения мотивов социальным содержанием, поэтапного формирования физкультурной активности. С целью выяснения сферы функционирования факторов социальной ориентации по специально разработанным протоколам, в которых фиксировались уровни, факторы и их элементы, было предпринято: 1) изучение Программы но физическому воспитанию для вузов (1975 г.); 2) анализ содержания наглядной агитации спортклуба и пяти факультетов; 3) педагогическое наблюдение 32 занятий по физвоспитанию в БГИПХ. Установлено, что в Программе отражено 7 уровней ориентации, 11 из 12 факторов, 47 из 84 элементов; в наглядной агитации — 7 уровней, 9 факторов, 32 элемента. На занятиях физвоспитанием наблюдалось 7 уровней, 9 факторов, 25 элементов.

Таким образом, в процессе физического воспитания студентов БГИНХ зарегистрировано 362 случая использования факторов социальной ориентации. Проведенные исследования подтверждают выдвигаемую нами гипотезу о том, что в обществе на основе потребности в здоровых, физически совершенных гражданах-тружениках и защитниках Родины действует объективная, многоуровневая система социальной ориентации на физкультурную деятельность. Познание закономерностей функционирования системы социальной ориентации в коллективе вуза позволит более обоснованно и эффективно формировать социально-значимые мотивы, воспитывать физкультурную активность студентов и управлять ею.