В процессе исследования

В процессе исследования мы попытались прежде всего собрать фактические данные об объеме тренировочных нагрузок, применяемых сильнейшими юными пловцами, на основе анализа годичных планов отделений плавания в детских спортивных школах страны. Важными компонентами, характеризующими объем тренировочных нагрузок у пловцов, являются данные о количестве дней, занятых тренировочными занятиями и соревнованиями, а также данные о проплываемом метраже видно, что в детских спортивных школах страны в среднем планируется в годичном цикле 246 час. (231 занятие) подготовки на суше и 550 час. (273 занятия) в воде. Причем за время занятий в воде пловец должен проплыть около 759 км в год, 35% из которых с повышенной скоростью. Мы проверили реальное выполнение сильнейшими юными пловцами запланированных тренировочных нагрузок в отделении плавания ДСШ ЦСКА видно, что, кроме отдельных случаев вынужденного резкого снижения нагрузки по болезни (Сви-ридеико, февраль) или признаков начинающейся перетренированности (Михайлова, март), запланированные нагрузки в основном были выполнены.

Однако следует учитывать, что реальная нагрузка сравнивается нами с общим планом школы, дающим для всех лишь ориентировочные данные. Известно, что эта нагрузка затем конкретизируется тренерами в индивидуальных планах мастеров и перворазрядников.

Поэтому можно считать, что приведенные данные подтверждают реальность цифр общего планирования также следует, что практически нагрузка пловца планируется по двум разделам: отдельно для суши и отдельно для воды. Отсюда напрашивается естественное разделение средств подготовки на общую (на суше) и специальную (в воде).

Это, во-первых, удобно для практики и соответствует существу вопроса, так как любое упражнение в воде по своему общему влиянию на организм несравненно ближе к плаванию, чем любое упражнение на суше, во-вторых, приводит понятия и термины, употребляемые пловцами, в соответствие с таковыми, используемыми теорией физвоспитания. Поэтому именно так, нам кажется, и будет правильным делить средства подготовки пловца. Правда, здесь пока есть существенный изъян: объем упражнений, выполняемых на суше, учитывается только в часах.

Но и это уже дает возможность рассмотреть соотношение ОФП и СФП в годичном цикле тренировки юного пловца.