Важное значение имеет изучение и обобщение опыта работы с юными гимнастами

В работе применялись такие методы исследования: педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент, включающий хронометрирование занятий, подсчет частоты пульса и дыхания, измерение артериального давления, кистевой динамометрии, педагогические контрольные испытания, беседы с тренерами и спортсменами. Педагогические наблюдения велись как за всей исследуемой группой, так и за отдельными гимнастами (за двумя гимнастами средней подготовленности из каждой группы). Величина нагрузки для 1 всех гимнастов была примерно одинаковой, так как все упражнения выполнялись ими или одновременно, или последовательно, в строгой очередности.

Поэтому по данным наблюдения и исследования можно было ориентировочно судить о нагрузке для каждого из гимнастов, а также об изменениях в результате тренировки некоторых функций орга^ иизма. Например, одним из испытуемых, за которым велись систематические педагогические наблюдения, был гимнаст Костя В., 1949 г. рождения, занимающийся третий год в секции у тренера Н. Н. Балашова. Костя очень дисциплинирован, спокоен, внимателен, однако усваивает новый материал не сразу.

Вторым испытуемым был Вова X., по характеру сильно отличающийся от Кости В. Энергичен, подвижен, часто отвлекается от занятия. Его интересует одновременно все: и гимнасты других отделений, и зрители на балконе, и многое другое. Вова быстро овладевает новым упражнением, но не обладает достаточным терпением отшлифовать технику его выполнения.

Существенной разницы в показателях исследования у обоих гимнастов не наблюдалось. Исследования в одном занятии проводились несколько раз: за 10-15 мин. до начала занятия, после подготовительной части, вслед за выполнением упражнения на каждом снаряде, после заключительной части и спустя 5 и 10 мин. по окончании тренировки.

Частота пульса подсчитывалась в течение 15, а дыхания — в течение 30 сек. Артериальное давление измерялось сфигмоманометром по методу Короткова. Исследования проводились в первую и во вторую минуты после выполнения упражнения.