Величина изменений процентного содержания ошибок

Основными критериями оценки качества обучения, которые позволяют определить уровень подготовки спортсменов, можно считать время, затраченное занимающимися на достижение требуемых характеристик навыка, а также степень соответствия параметров движений обучаемых параметрам двигательных заданий. Методика использования третьего критерия — устойчивости структуры движений обучаемых по отношению к внешним и внутренним сбивающим воздействиям остается не выясненной. Это очень сложный и многокомпонентный критерий. Мы остановимся только на одном из факторов, в значительной степени влияющих на структуру движений,- на физических нагрузках, вызывающих ту или иную степень утомления спортсменов и, как следствие этого, изменения в структуре всех движений.

Естественно, что чем прочнее навык, тем большую нагрузку могут выдерживать его двигательные компоненты. Практически это выражается в том, что спортсмен, обученный какому-либо техническому приему, может провести его в любых сложных условиях соревнований при разнообразных воздействиях физических нагрузок. Поскольку большие физические нагрузки оказывают на организм как внешние (изменения геометрии и кинематики движений), так и внутренние (изменение динамики и энергетики движений) воздействия, необходим педагогический контроль сложившейся в процессе обучения структуры движений при помощи специальных критериев.

Рассмотрим на одном из примеров степень влияния физических нагрузок на характер и структуру приобретенных навыков,