Внешняя среда

Поскольку при помощи тренажеров можно моделировать разнообразные факторы и явления внешней среды, взаимодействия различных объектов (включая тело человека) при обучении, конструктивно они могут быть выполнены на базе самых разных элементов или процессов: механических, электрических, логических, информационных и т. д. Однако самым существенным является не то, из чего или на какой элементной базе сделан тот или иной тренажер, а то, какие биомеханические структуры движений он позволяет моделировать и на сколько заложенный в нем принцип моделирования соответствует объективной реальности двигательной деятельности в данном виде спорта, на сколько вообще его применение отвечает поставленным задачам обучения или двигательного совершенствования. Внешняя среда, в которой человеку приходится выполнять движения, отличается большим разнообразием и, как правило, оказывает самое существенное влияние не только на качество, но и на весь характер и направленность двигательной деятельности спортсмена. Из всего многообразия воздействий внешней среды можно выделить несколько факторов, наиболее ощутимо влияющих на процесс обучения движениям и на двигательное совершенствование спортсменов в тренировке. Прежде всего — это механические факторы.

Они обусловлены действием сил земной гравитации, наличием массы и энергии у всех взаимодействующих с телом человека материальных тел. Знание биомеханических закономерностей взаимодействия тела спортсмена с окружающей средой позволяет учитывать все основные механические факторы среды и на этой основе создавать тренажеры, искусственно моделирующие естественные условия выполнения спортивных движений.