Воспитание чувства долга

Украинская спортсменка Любовь Середа, неоднократная чемпионка страны по художественной гимнастике, на вопрос о долге и счастье, ответила так: «Я не мыслю жизни без спорта. Я только что закончила факультет иностранных языков Киевского университета. Сразу же получила предложение работать в институте медицинских проблем физического воспитания и спорта в секторе информации и переводов.

Возможно, что в недалеком будущем поступлю на биологический факультет университета. Но опять-таки для того, чтобы углубить знания о спорте. Таким, образом, когда я перестану выступать, я все равно останусь в спорте.

Собственно, в этом я и вижу свой долг. Долг каждого человека открыть себя там, где он может принести максимальную пользу». Заслуженный мастер спорта, кандидат педагогических наук Э. Озолин, отвечая на вопрос корреспондента одной из ленинградских газет, так определил путь чемпионов, уходящих из спорта: «Мое мнение таково: расставшись с беговой дорожкой, покинув стадион, прекратив выступления, чемпион не должен расставаться со спортом.

Ведь у него большой авторитет, богатый опыт. На мой взгляд, он просто обязан так или иначе поделиться своими знаниями с другими, особенно с молодежью». Многие известные спортсмены нашей страны после ухода из большого спорта связывают свою дальнейшую деятельность с тренерской, педагогической, научной работой.

Свой долг они видят в максимальном приложении сил и знаний для процветания советского спорта. Чувство долга воспитывается в семье, школе.

Чувство долга воспитывается и в процессе спортивной деятельности. Это трудная и кропотливая работа.

Она требует от тренера большого внимания к каждому спортсмену, к его повседневной деятельности, глубокого знания индивидуальных особенностей личности. Отсутствие чувства долга приводит к малодушию в спортивной борьбе, к отказу от нее, к неумению и нежеланию довести борьбу до конца.

Когда футболисты московского «Динамо» возвратились на Родину осенью 1971 г. после игр в Испании, тренер команды К. Бесков на вопрос спортивного обозревателя о том, как выглядела команда, ответил: «Играли мы вроде неплохо, могли победить, но одна мысль не даст мне покоя: наши футболисты заметно уступали соперникам, если можно так выразиться, в заряженности на игру, в желании отдать все силы победе, то есть в том, что прежде всегда считалось нашим козырем.