Все последующие блоки

При создании устройства визуальных управляющих воздействий (УВУВ) для направления обучаемым зрительной корректирующей информации учитывались особенности зрительного обнаружения (11), опознания и оценки информации, условия освещенности рабочего места тренера и кодирования зрительной информации, характер спортивной деятельности обучаемых и другие факторы (22). УВУВ можно выполнить в виде подвижного терминала, смонтированного на стандартном шасси бытового телевизора. Собственно блок зрительной индикации управляющей информации может перемещаться относительно стола стойки в двух плоскостях вокруг вертикальной и фронтальной осей. Это позволяет по-разному ориентировать его по отношению к обучаемым в соответствии с учетом их индивидуальных особенностей и специфики пространственной зоны выполняемых физических упражнений.

В процессе экспериментов изготавливалось несколько эскизов экрана блока индикации, каждый из них оценивался группой испытуемых. Данная серия опытов проводилась с целью изучения скорости образования и характера ассоциаций, образной памяти, различий воссоздающего воображения движений при наблюдении спортсменами за каждым из вариантов информационного табло.

В первом опыте этой серии испытуемым зрительно предъявлялся один из основных элементов каждого из вариантов экрана. Испытуемый обязан был назвать каждый вариант одним словом, желательно синонимом, ассоциируемым им с собственной двигательной деятельностью и изображением па экране. Учитывалось время образования ассоциаций, по трехбалльной системе оценивалась близость ассоциаций к реальному изображению.

Во второй группе опытов испытуемым предъявлялся по произвольной очередности каждый из трех экранов в течение 1 мин для запоминания. После этого испытуемые перечисляли изображенные на каждом экране объекты. Учитывалось количество объектов и ошибок. В третьем эксперименте испытуемым в течение 2 мин предъявлялся каждый образец экрана, кратко пересказывалось значение каждого символа, после чего они должны были нарисовать каждый экран. Подсчитывалось количество ошибок. Оценка каждого экрана производилась интегрально по результатам всех трех опытов. В связи с тем что острота зрения повышается при цветном изображении, было решено сделать экран цветным. Размеры изображения различных символов позволяли занимающимся без напряжения различать соответствующие знаки с расстояния до 3 м. Освещенность экрана соответствовала освещенности, создаваемой обычными лампами дневного света. Экран устанавливался параллельно фронтальной плоскости лица занимающегося. Зрительная информация кодировалась цветом, точками, латинскими буквами, отражающими общепринятые обозначения биомеханических параметров движения. Принятый в результате педагогических экспериментов вариант устройства представляет собой экран с голубым фоном и рассеивающей подсветкой. Символы, изображенные на экране, отражают интегральную количественную оценку качества выполнения того или иного изучаемого движения и дифференцированную оценку отдельных его элементов с одновременным последующим объяснением ошибок и отклонений в выполнении данного движения.