Характер информационного обмена

Сам характер информационного обмена в процессе обучения движениям предусматривает наличие обратной связи между спортсменом и тренером, а также и внутри организма каждого человека. Совершенно очевидно, что без такой внутренней обратной связи не только невозможно выполнять какие-либо движения, но и вообще невозможно обеспечивать жизнедеятельность организма человека. Однако при обучении движениям, особенно движениям со сложно-координационной структурой, такая связь оказывается недостаточно надежной, особенно на начальных этапах обучения. Ненадежна обратная связь между тренером и спортсменом, ненадежна и обратная связь в организме спортсмена, выполняющего двигательные задания.

И в том, и в другом случае информация часто не доходит до адресата, теряется или искажается. Для того чтобы избежать этого, в тренировочном процессе применяются специальные тренажеры, обеспечивающие дублирование обратной связи. Некоторые такие тренажеры дублируют обратную связь между тренером и спортсменом, другие дублируют обратную связь для самого спортсмена, который в таком случае получает дополнительную информацию о результатах своих двигательных действий при освоении изучаемых им движений.

Все тренажеры, независимо от того, какую область спортивно-педагогической деятельности и каким способом они моделируют, должны иметь четкую целевую направленность. Поскольку каждое осваиваемое в спортивной тренировке движение представляет собой сложную, многокомпонентную и многоструктурную биомеханическую систему, необходимо, чтобы применение тренажерных устройств обеспечивало эффективное освоение каких-либо конкретных элементов этой системы.

С биомеханической точки зрения наиболее целесообразно выделить такие важнейшие фрагменты систем осваиваемых спортивных движений, как геометрическая, биокинематическая, биодинамическая, координационная, информационная и некоторые другие структуры.