Характер кривой умственной работоспособности

Волнообразный характер кривой умственной работоспособности в течение суток и недели связан с индивидуальными особенностями центральной нервной системы, с состоянием здоровья и физическими нагрузками. Поэтому величину тренировочных нагрузок необходимо нормировать, исходя из функциональных возможностей детского организма. Для оценки и функционального состояния центральной нервной системы определялся характер индивидуальных сдвигов при выполнении корректурных проб по таблице Анфимова.

За исходный функциональный уровень принимали работоспособность для специализированных классов перед первой тренировкой и перед началом занятий для контрольного класса. Тренировочные занятия плаванием во вторник, в начале недели и дня благоприятно влияют на работоспособность: врабатывание выявлено у 26 % детей, первые признаки утомления — у 73%. Вторая тренировка в этот же день приводит к резкому снижению работоспособности — утомление у 52 % детей и выраженное утомление у 6 %. В среду и четверг количество благоприятных кривых работоспособности уменьшается.

К концу недели явления утомления нарастают: в пятницу после первой тренировки утомление наблюдается у 58 % и выраженное утомление — у 10 % учащихся. К концу дня (после второй тренировки) у 70 % детей отмечается выраженное утомление, у 21 % — утомление.

Практически все дети к концу дня в пятницу требуют длительного отдыха. Первая тренировка учащихся со специализацией по хоккею во вторник также благотворно действует на работоспособность школьников, что проявилось врабатыванием у 74 %, первыми признаками утомления у 22 % К концу дня работоспособность снижается, появляется утомление у 25 % и выраженное утомление у 17 % детей.

К концу недели утомление накапливается и в пятницу, после первой тренировки выявлено 30 % школьников с утомлением и 25 % с выраженным утомлением. К концу дня, после второй тренировки у 80 % детей наблюдается утомление и выраженное утомление.