Закономерности организации учебной работы

Последовательно осваивая ту или иную подпрограмму обучения, спортсмены на всех этапах последовательно подвергаются педагогическому контролю, при помощи которого контролируются характеристики их движений, изменения этих характеристик с течением времени. На начальных этапах реализации программы борцы выполняют двигательные задания, имитируя наличие соперника, затем выполняют упражнения с манекеном, с соперником без его сопротивления, с определенным заранее запрограммированным сопротивлением, с сопротивлением, не программируемым заранее. Спортсмены, обучающиеся по целевым программам, в течение недели обучения выходят на удовлетворительный уровень выполнения приема. В течение двухнедельного срока обучения борцы обычно хорошо овладевают техникой практически любого сложного приема.

В то же время спортсмены, занимающиеся по традиционной методике, за неделю занятий, как правило, еще не выходят на удовлетворительный уровень и сдвиги в характеристиках навыков у них незначительны. За две недели каждодневных занятий только самые способные из них достигают удовлетворительного уровня освоения движений.

Закономерности организации учебной работы, характерные для обучения сложным двигательным действиям в спортивной борьбе, имеют место во всех видах единоборств, а также в спортивных играх, футболе, волейболе, баскетболе, гандболе. Несколько иные особенности учебной деятельности педагога и обучаемых при программно-целевом обучении в легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и некоторых других видах спорта.

Организация обучения спортсменов сложным движениям, имеющим различную биомеханическую структуру, содержат много общего. Это неукоснительное следование целевым педагогическим программам, обязательное насыщение занятий техническими средствами обучения, индивидуализация процесса обучения, которая достигается еще в самом его начале, а также систематический и объективный оперативный педагогический контроль.