Причина №3: закон квадратичной зависимпсти

Причина №3: закон квадратичной зависимпстиВытекающие из этого закона следствия описаны во многих учебниках по плаванию. Наиболее практическое пояснение можно встретить в книге «Наука о плавании» Джеймса Каунсилмена (Counsilman, James. The Science of Swimming.

Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1968): Закон квадратичной зависимости гласит: сопротивление тела в воде (или иной жидкости, или газе) возрастает пропорционально квадрату скорости движения тела. Для иллюстрации приведем самолет, летящий на скорости 100 миль в час. Допустим, создаваемое им сопротивление равняется 10 000 фунтам.

Если самолет удваивает свою скорость до 200 миль в час, сопротивление, создаваемое им, не просто удваивается, а увеличивается в четыре раза, то есть становится равным 40 000 фунтам. Если скорость самолета возрастает до 300 миль в час, то сопротивление увеличивается в девять раз. Данное правило также применимо к скорости и сопротивлению пловца в воде.

Важное слово здесь — «квадратичный». Из уроков математики вы помните, что «в квадрате» означает «во второй степени».

Очень важно понять закон квадратичной зависимости применительно к плаванию, потому что из него следует, что с увеличением скорости сопротивление воды возрастает не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Это означает, что, когда пловец развивает большие скорости, вопрос сопротивления воды становится все более и более актуальным.

Возникает извечный вопрос о курице и яйце: что важнее — увеличение тяги или уменьшение сопротивления? Ответ дает закон квадратичной зависимости: тяга важнее.

Увеличение сопротивления в геометрической прогрессии начинает беспокоить нас, только когда мы движемся на более высоких скоростях. Вспомните велогонку «Тур де Франс».

Когда разбивается пелотон и гонщики продолжают движение в одиночку? Не на равнине, когда скорость велика, а на горных участках, где скорость ниже.

Если применить закон квадратичной зависимости к данной ситуации, то все становится понятно. Велосипедисты в голове пело-тона на ровных участках часто развивают скорость до 30 миль в час, испытывая при этом огромное сопротивление воздуха.

Все остальные велосипедисты могут спрятаться за лидерами и избежать сопротивления. Но как только возникают горы и скорость снижается, сопротивление, которое испытывают лидеры, становится намного ниже.

В этот момент на первый план выходит сила. И здесь-то показывают всё, на что способны, именно лучшие велосипедисты.

Драфтинг больше не дает преимуществ: чем круче уклон, тем ниже скорость, а чем ниже скорость, тем меньше (в квадрате!) сопротивление, которое испытывают лидеры гонки.

На горных участках все велосипедисты оказываются, так сказать, в равных условиях. Возвращаюсь к закону квадратичной зависимости применительно к плаванию.

Вопрос минимизации сопротивления обоснованно встанет только в случае, если мы начнем движение вперед. Пловцам поэтому следует вкладывать энергию, целеустремленность и время в отработку тех элементов гребка, которые в первую очередь создают силу тяги.

Так что 80% времени вам следует посвящать именно отработке силы тяги — лучшие пловцы так и поступают.