Анализируя приведенные таблицы

Наблюдения, проведенные в школе общего типа, где режим существенно отличается от режима школ-интернатов, показали наличие тех же взаимосвязей. Данные, приведенные, позволяют сделать следующие заключения: — уровень академической успеваемости в конце учебного года мальчиков и особенно девочек находится в прямой зависимости от объема и характера их двигательной активности. Успеваемость в группе, где ученики активно занимались физическими упражнениями, — высокая, во второй — выше средней и в третьей — средняя; — повышение успеваемости к концу учебного года на 3% У девочек и на 6-11% у мальчиков, отнесенных к активной группе, и снижение ее у девочек на 3-9% и у мальчиков до 13%, отнесенных к двум остальным группам, указывает на прямую связь между устойчивостью умственной работы и двигательной активностью; — высокую устойчивость умственной работоспособности характеризуют высокие абсолютные показатели физических качеств и их приросты в связи с определенным объемом и характером занятий учащихся физическими упражнениями; — можно предположить, что уровень развития физических качеств у первых двух групп связан с естественным ростом подростков, а у группы активно занимающихся физическими упражнениями этот уровень отражает влияние занятий физическими упражнениями.

Работоспособность на уроках труда по слесарному делу определялась по выполнению задания тридцатиминутного опиливания металлической пластины в начале и в конце учебного года. В результате исследования были обнаружены определенные сдвиги, характеризующие количество и качество выполненной работы, и определен уровень работоспособности при выполнении трудового процесса.

У школьников с большим объемом двигательной деятельности время на выполнение операции увеличилось на 2,5-4%, время отвлечений от работы сократилось, объем выполненной работы вырос на 40-50%, оценка качества выросла на 12 — 15%. У школьников с недостаточным двигательным режимом время на выполнение основной операции сократилось от 3 до 10%, увеличилось время отвлечений от выполнения операции, объем выполненной работы у учащихся V классов вырос меньше, т. е. на 20%, у второй группы (VI классы) даже сократился на 15%- Оценка качества работы в V классах возросла на 8%, а в VI классе осталась на том же уровне. На первом этапе многолетних исследований нам удалось выяснить, что двигательный режим, который слагается из системы мероприятий по физическому воспитанию, дополненный занятиями спортом, оказывается достаточно эффективным в целях развития двигательной функции и осуществим в условиях школ нового типа. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТЕПЕНИ ПОДВИЖНОСТИ В СУСТАВАХ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ МЫШЦ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА Для гармонического развития подрастающего поколения важное значение имеет поступательное развитие физических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливостн и ловкости), которые на разных этапах роста организма проявляются неодинаково.

Исследование уровней развития и закономерностей проявления этих качеств у детей различного школьного возраста поможет преподавателям физического воспитания и тренерам более эффективно строить педагогический процесс. Основные физические качества всегда проявляются в единстве и взаимосвязи.

В процессе физического воспитания развитие одного качества влечет за собой развитие другого. Например, при развитии силы в значительной степени развивается быстрота и наоборот, о чем говорят данные многочисленных исследований (В. П. Филин, 1956; С. В. Каледин, 1957; А. В. Коробков, 1958; Н. Н. Яковлев, 1958 и др.). Нам представляется, что в естественном развитии детей школьного возраста существует взаимосвязь между силой мышц и подвижностью в суставах.

В доступной нам для изучения отечественной и зарубежной литературе не удалось найти работ, характеризующих зависимость развития мышечной силы и подвижности в суставах у детей, подростков и юношей. Исходя из изложенного выше, мы задались целью исследовать зависимость возрастных изменений силы мышц и подвижности в суставах у детей школьного возраста.

Была изучена подвижность в суставах и мышечная сила у 75 мальчиков в возрасте от 8 до 17 лет, не занимающихся спортом (8 лет-13 человек; 10-11 лет-15; 13-14 лет -27; 16-17 лет -20). Подвижность в суставах мы определяли с помощью гониометра конструкции В. Гамбурцева. Измерялась подвижность в сгибании и разгибании позвоночника, сгибании и разгибании ноги в тазобедренном суставе и в поднимании и разгибании руки в плечевом поясе.

У тех же школьников были сняты показатели силы мышц в сгибании и разгибании туловища, плеча и бедра. Измерения проводились на специальном приборе системы A. В. Коробкова и Г. И. Черняева с помощью динамометра с индикатором часового типа конструкции B. М. Абалакова.