Измерение характеристик суставных поверхностей

Описанные модели двигательного аппарата позволяют получить информацию только о суставных экскурсиях в биокинематических парах. Несколько усложненные системы гониометрических датчиков дают более полную информацию о кинематике суставных движений. Закрепив на шарнирах ЭМ-моделей трехкомпо-нентные акселерометры (в области локализации центров масс биозвеньев), можно получить данные о перемещениях масс биозвеньев каждой цепи, а также возможность измерить опорные взаимодействия, например, нижних конечностей путем размещения в соответствующих местах капсул с тен-зодинамометрическими датчиками. Необходимо отметить, что при измерениях движений в биокинематических парах большой интерес представляет получение объективной информации о характеристиках работы мышечной системы.

Для решения этой сложной проблемы требуется разместить в области соответствующих групп мышц специальные датчики, позволяющие измерять в динамике двигательных актов электрическую активность, электрическое сопротивление, температуру, тонус и другие характеристики мышечной системы. Информацию, полученную в результате использования всего комплекса названных технических средств, чрезвычайно сложно анализировать при помощи обычных ручных способов обработки. Поэтому имеет смысл использовать для этих целей современные средства ЭВМ. БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИИ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ Моделирование движений в спортивной тренировке Как известно из практики общей педагогики, для того чтобы тот или иной процесс обучения был эффективным, его логика должна строго соответствовать логике изучаемого предмета.

Рассматривая это важное положение через призму педагогики движений, можно прийти к аналогичному заключению о том, что логика методов обучения движениям должна соответствовать логике их биомеханической структуры. Поэтому большое значение для повышения качества обучения движениям имеет изучение их биомеханических закономерностей.

Для этого необходимо прежде всего произвести измерение их характеристик. Методы измерения при этом можно использовать самые разнообразные. Если характеристики изучаемых движений известны, метод обучения может быть направлен преимущественно на изучение движения-оригинала (если оно простое и доступное для наглядного показа).

В том случае, когда количественные характеристики осваиваемого движения неизвестны или известны только частично, метод обучения должен быть направлен преимущественно на изучение его биомеханической модели. Наглядная демонстрация движения-оригинала большой сложности может быть невозможна в процессе обучения.

Большинство движений со сложнокоординационной структурой малоизучены, многие их характеристики пока еще недоступны для прямого измерения в процессе обучения. Поэтому метод их моделирования в педагогике становится едва ли не единственным способом передачи обучаемым объективной информации об изучаемом предмете. Кроме того, биомеханические модели, применяемые в обучении, лучшим образом характеризуют внутреннюю сущность движений, которая недоступна чувственному восприятию обучаемых.