Л. П. Матвеев

Для этого функциональное состояние всех систем и все виды подготовленности должны находиться на определенном уровне и быть в оптимальном соотношении (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский). Задача фактически. сводится к тому, чтобы за определенное время и к точно указанному сроку перевести организм из исходного в новое заданное состояние.

Чтобы процесс был целенаправленным, необходимо иметь количественное описание (модель) заданного состояния. Кроме того, нужно учитывать, что в процессе тренировки происходят направленные изменения не только физических, но и духовных качеств спортсмена, что, естественно, накладывает на тренера большую ответственность. Перевод осуществляется посредством влияния на организм специально организованной системой воздействия (упражнения, тренировочные уроки, циклы, программы и т. п.). Программу и характер управляющих воздействий определяет тренер или, при самостоятельной тренировке, печатное руководство, а также личный опыт спортсмена.

Создается система спортсмен — тренер, где тренер представляет собой управляющую, а спортсмен — управляемую части. С этих позиций спортивную тренировку в самом общем виде целесообразно рассматривать как специально организованное, целенаправленное регулирование (управление) жизнедеятельностью организма здорового человека.

Очевидно, что и теория физического воспитания и спортивной тренировки в этом узком аспекте может рассматриваться как один из частных случаев теории управления сложными, динамическими, саморегулирующимися системами. К изучению процессов управления можно подходить с двух позиций. В первом направлении изучаются закономерности протекания процессов управления в сложных системах, например, в живых организмах.

Во втором случае изучаются закономерности процессов управления сложными системами извне, в том числе и с участием человека. Например, управление деятельностью предприятия, лечение больного и т. п. Спортивная тренировка относится ко второму виду управления — управлению извне (тренером) жизнедеятельностью организма здорового человека.