Причины психологической подготовки

При этом фиксировались следующие фазы: 1 — время до первого выстрела с момента, когда спортсмен бросил палки; 2 — время между каждым выстрелом; 3 — время с момента последнего выстрела до момента взятия палок; 4 — общее время пребывания на рубеже; 5 — результативность каждого выстрела. Данные хронометража сильнейших спортсменов ГДР, СССР, Норвегии и Финляндии показывают, что общее время пребывания на огневых рубежах у обследуемых как при стрельбе лежа, так и при стрельбе стоя является примерно одинаковым. Исключение составляет лишь чемпион мира Ф. Ульрих, у которого общее время пребывания на огневом рубеже при стрельбе стоя составляет 30 с, т. е. значительно лучше, чем у других спортсменов. Наиболее изменчивой является фаза до первого выстрела.

Она определяет индивидуальные особенности восстановления спортсменов перед началом стрельбы. Более стабильна эта фаза у спортсменов ГДР. Обращает на себя внимание время между выстрелами. Так, сокращение его до 2 с ведет к значительным промахам — до 80 % (за исключением Ф. Ульриха).

Это относится и к выстрелам, которые следуют через 9 и более секунд. Последнее позволяет выдвинуть идею об индивидуальном ритме и темпе стрельбы у каждого спортсмена.

Необходимо также отмстить, что скорострельность, т. е. время от первого до пятого выстрела, составляет у спортсменов, которые заняли более высокие места, менее 50 % к общему времени стрельбы. Остальное время уходит на подготовку к первому выстрелу и на уход с огневого рубежа. Из сказанного можно сделать вывод о том, что неудачное выступление советских биатлонистов в Раубичах не следует ставить в зависимость от времени пребывания на огневых рубежах.

Здесь кроются более глубокие причины психологической подготовки. Об этом свидетельствует штрафное время за стрельбу четырех зачетных участников названных выше команд (ГДР-14 мин, Норвегия — 18, СССР -26 мин.).