Наблюдения и исследования

Вопрос об оптимальных тренировочных нагрузках в подростковом и юношеском возрасте изучается многими авторами. В последние годы появился ряд работ, в которых высказывается мнение, что дети быстрее взрослых восстанавливают затраченную энергию и могут без вреда выполнять интенсивную работу (В. И. Алексеев, М. Я. Горкин, В. М. Касьянов, Г. Г. Бухман, И. Роуш, Я — Матейкова и др.). Наряду с исследованиями и методическими работами, отмечающими хорошую приспособляемость детей и подростков к мышечной работе, имеются работы, указывающие на менее совершенные реакции растущего организма по сравнению с организмом взрослого спортсмена (К. М. Смирнов, Р. Е. Мотыляпская, В. В. Васильева, Е. К — Жуков, Э. Б. Коссовская, В. М. Волков и др.). Особый интерес представляют данные проф. В. С. Фарфеля о функциональных возможностях детей и подростков каждой возрастной группы.

Эти данные свидетельствуют о том, что развитие функциональных возможностей детей и подростков происходит в соответствии с их возрастными особенностями, т. е. каждому возрасту присущ свой уровень развития функциональных возможностей. Он определяется условиями жизни и характером воспитания. Таким образом, вопрос о функциональных возможностях детей, подростков и степени их приспособляемости к спортивным нагрузкам имеет различные и порой противоречивые толкования.

Правда, довольно ясно и четко видно, что подростки обладают большими функциональными возможностями, высоким рабочим уровнем при выполнении кратковременной и скоростной работы и в то же время сравнительно плохо приспосабливаются к повторной работе, требующей проявления выносливости.