О соответствии нагрузки на занятиях

У подавляющего большинства гимнастов отмечен хороший аппетит и сон после тренировочных занятий и в дни отдыха. В результате обобщения опыта тренировки юных гимнастов передовых коллективов Москвы и Ленинграда можно сделать следующие выводы. 1. Тренеры Москвы и Ленинграда имеют большой опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов, однако в работе отделений гимнастики ДСШ есть ряд недостатков, препятствующих более плодотворному росту мастерства гимнастов. 2. Средства общей физической подготовки гимнастов до сих пор ограниченны, а их объем недостаточен.

Целесообразно увеличить в программе занятий объем беговых и прыжковых упражнений, чаще использовать игровой метод проведения тренировки в подготовительной и младшей возрастных группах. Это позволит довести соотношение средств общей и специальной физической подготовки в среднем за год соответственно до 30:70. В приводится рекомендуемое примерное соотношение средств общей и специальной физической подготовки в годичном цикле занятий с гимнастами.

3. Для определения уровня общей физической подготовленности поступающих в секцию гимнастики целесообразно использовать не только педагогические контрольные испытания, но и инструментальные методы обследования. В частности, с этой целью можно рекомендовать клавишный счетчик для определения быстроты движений кистью (теппинг-тест), реакциомер для определения быстроты зрительно-двигательной реакции, динамометры для определения максимального усилия при напряжении различных групп мышц и прибор для определения высоты подскока с места толчком двух ног, в частности лентопротяжный механизм системы В. М. Абалакова. 4. Подготовка гимнастов только по классификационной программе сужает объем навыков и умений и ведет к «натаскиванию» на выполнение спортивного разряда.

Необходимо, чтобы юные спортсмены овладевали «школой гимнастики», а тренеры практиковали проведение соревнований по программе «с листа». 5. Плотность тренировочных занятий по гимнастике в большинстве случаев невелика.

Целесообразно ее увеличить за счет большего использования дополнительных снарядов и общеразвивающих упражнений. 6. Тренировочные нагрузки, которые применялись тренерами в названных коллективах, могут считаться приемлемыми, так как они соответствовали состоянию тренированности юных гимнастов.

Однако целесообразно уменьшить общее время тренировки до 2,5 часа в младшей и средней возрастных группах за счет увеличения плотности всего занятия и более широкого использования домашних заданий как по общей, так и по специальной физической подготовке. ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК Достигнуть высоких спортивных результатов, овладеть мастерством в выполнении гимнастических упражнений возможно только при длительной и упорной тренировке на протяжении ряда лет. Опыт работы с юными гимнастами в Советском Союзе и за рубежом убедительно свидетельствует о том, что юные спортсмены, начавшие заниматься гимнастикой с 10-11 лет, достигают мастерства через 7-8 лет. Эффективно осуществлять спортивную тренировку на протяжении ряда лет возможно лишь на основе научных данных о физических и функциональных возможностях, а также двигательной функции организма детей, подростков и юношей.

Отыскание новых, более эффективных, путей повышения функциональных и двигательных возможностей детей, подростков и юношей — вот проблема, которая в настоящее время волнует умы физиологов, врачей, педагогов физического воспитания. В настоящее время накопилось большое количество работ, освещающих пути повышения физических и функциональных возможностей организма под влиянием физических упражнений и спортивной тренировки. В этих работах повышение функциональных и двигательных возможностей организма человека рассматривается как следствие образования под влиянием физических упражнений и спортивной тренировки сложного динамического стереотипа, благодаря чему возможна тонкая координация в работе различных систем организма.

Вместе с тем отмечается, что спортивной тренировке, как особой форме процесса воспитания, свойственны общепедагогические закономерности. Одна из них — постепенное повышение тренировочных нагрузок до максимальных. Применение больших нагрузок является как бы завершением подготовки спортсмена на определенном этапе.

Она создает благоприятные предпосылки для максимального развития физической и функциональной возможности спортсмена и является одним из существенных моментов в повышении его работоспособности. В практике подготовки юных спортсменов довольно остро стоит вопрос о том, в какой мере можно использовать этот принцип без ущерба для растущего организма.