Объяснения тренера

Основным методом работы по системно-интегрирующей программе обучения и двигательного совершенствования в спортивной технике является метод упражнения. Причем упражнения, применяемые при целевой программе, могут иметь две основные особенности. Часть из них целесообразно использовать собственно для решения задач обучения, а другие — для закрепления и совершенствования спортсменов в избранных образцах движения.

Для эффективного использования методов упражнения в программно-целевой организации педагогического процесса занимающиеся должны выполнить достаточный объем самостоятельной работы по совершенствованию движений, направленный на повторение упражнений и закрепление достигнутых результатов. Несмотря на то что в тренировочном процессе, построенном на основе данных принципов организации, значительное место отводится техническим средствам и особенно средствам автоматизации, тренер является ведущим компонентом управления при использовании всех возможных средств.

Это положение остается в силе и в условиях применения ЭВМ, а также различного рода АСУ. Однако, как показывает педагогический опыт, деятельность тренера при этом отличается рядом специфических особенностей. Несмотря на то что предлагаемые способы педагогического управления в целом значительно повышают эффективность работы тренера, необходимо заметить, что они также требуют определенной предварительной его подготовки. Это обусловлено, во-первых, усложнением самой системы управления, во-вторых, расширением количества задач, решаемых тренером, среди которых, в частности, выделяются такие, как наблюдение и контроль за показанием систем отображения информации, работа с вычислительной машиной, компоновка датчиков на теле спортсмена, управление очередностью выполнения упражнений, оценка результатов педагогического процесса и некоторые другие.