Психическая и тактическая подготовка

В последнем случае тесты будут отражать состояние организма в целом. По одному показателю невозможно судить о степени приспособленности организма к выполнению конкретной работы. Поэтому следует говорить о системе педагогического контроля — комплексе взаимосвязанных тестов, отражающих готовность организма к выполнению конкретной работы. Очень важно подобрать такой набор тестов, который при наименьшем их количестве достаточно полно мог бы отразить все наиболее важные стороны состояния спортсмена, необходимые для управления тренировкой.

Не менее важным является вопрос о способах анализа и оценке эффективности тренировочного процесса, на основании данных которого (в сочетании с педагогическим контролем) можно было бы вносить коррективы как в реализацию, так и в планирование тренировочного процесса. Вопрос этот изучен недостаточно, однако в первом приближении можно предложить следующие группы способов.

1. Сравнение плана спортсмена с планами других занимающихся, которые выступают успешно, по следующим показателям: а) объем основных средств тренировки за год; б) их распределение по периодам и месяцам; в) средняя интенсивность по периодам и месяцам; г) соотношение основных средств тренировки в периодах и месяцах годичного цикла по показателям объема и интенсивности. 2. Сравнение запланированного результата с выполненным в удачные и неудачные тренировочные годы. 3. Сравнение выполненной работы с динамикой результатов и данными педагогического контроля по месяцам и периодам тренировочного года.

Это позволит установить взаимосвязь между применяемыми средствами и развитием тренированности. Все эти действия помогут оценить качество планирования, качество процесса и внести коррективы как в последующее планирование, так и в реализацию процесса.

Моделирование В последнее время моделирование получило широкое распространение в различных областях научной и практической деятельности. В практике модели обычно применяются как образец для повторения, в научных исследованиях — как подобие предмета или явления, удобное для экспериментального изучения. В том и другом случае модель является не точной копией, тождеством, а подобием предмета или явления, отражающим наиболее существенные или интересующие в данный момент структурные или функциональные признаки и свойства.

Модели могут отражать преимущественно структурные или функциональные свойства или те и другие одновременно. Условием создания заместителя изучаемого явления — его модели является установление их схожести, определяемой критериями подобия.

Последние представляют собой комплексы параметров наиболее существенных признаков предмета или явления. Критерии подобия могут быть найдены в том случае, если известны математическое описание или основные признаки моделируемого явления. В биологии, медицине, спорте часто применяется приближенное моделирование, при котором подобие выдерживается не по всем, а только по некоторым признакам изучаемого явления.

При кибернетическом моделировании, а также при моделировании некоторых процессов в спорте, можно придерживаться принципа черного ящика, когда внутреннее содержание системы неизвестно, а описание ее поведения основывается на характеристике реакции на конкретные внешние воздействия. Например, модель упражнения или тренировочного урока может быть создана при помощи описания характера воздействия (упражнений и условий их применения) и типичных ответных реакций организма.