Соревновательные способности

В течение всего периода исследования мы применяли в занятиях соревновательные и игровые методы. Средства тренировки группировались по характеру их эмоционального воздействия. Неэмоциональные обще-развивающие упражнения включались в соревнования и игры типа заданий.

Примерно 30% из всех средств составляли подвижные и спортивные игры. Соревнования по комплексу контрольных испытаний проводились 2 раза в месяц. В учебно-тренировочных занятиях все эмоциональные средства тренировки планировались в такой последовательности, чтобы в течение урока образовать «эмоциональные кривые» с 2-3 высокими волнообразными и 5-6 зигзагообразными вершинами.

Степень эмоционального воздействия средств оценивалась по трехбалльной системе. При такой методике занятий тренировочная работа продолжительное время сопровождалась положительным эмоциональным возбуждением, которое, распространяясь на кору больших полушарий, тонизирует ее, повышая работоспособ ность (И. П. Павлов), а распространяясь в подкорковые вегетативные центры, усиливает вегетативные процессы. В результате усиления концентрации и подвижности нервных процессов и усиления вегетативных процессов повышается работоспособность всего организма в целом.

Поэтому применение эмоциональных средств тренировки в значительном объеме (около 90% всего времени занятий) намного облегчило исследование испытуемых и, кроме того, дало возможность устранить один из типичных недостатков в работе ДСШ — «отсев» детей.