Сравнительный анализ

Педагогические наблюдения за тренировкой показывают, что во многих случаях упражнения на суше применяются нерационально: непосредственно, перед интенсивной двухчасовой тренировкой в воде, тем самым юный пловец выполняет двойную нагрузку — на суше и в воде. На восстановительный период после ОФП ложится нагрузка СФП. Естественно, что далеко не все пловцы выдерживают ее. Поэтому многие тренеры вынуждены снижать общий километраж плавания и его интенсивность. Устранение всех этих недочетов поможет значительно повысить уровень всесторонней физической подготовленности юных пловцов. Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы.

1. Подготовку пловца сейчас общепринято делить на плавательную (в воде) и физическую (па суше). Соответственно этому различают и упражнения. Однако это нельзя признать правильным ни по форме, ни по содержанию, тем более что такая классификация противоречит современным положениям теории физического воспитания.

Следовательно, само понятие ОФП в плавании. еще не установилось. 2. Если ОФП пловца понимать в соответствии с современными положениями теории физического воспитания, как упражнения, выполняемые на суше, то их отношение ко времени занятий в воде будет примерно как 30 : 70%. Это соотношение почти не изменяется в течение всего годичного цикла.

Но важно отметить, что нагрузка здесь учитывается лишь по количеству часов. Это не отражает ни объема, ни интенсивности занятий на суше. Других, более определенных, критериев учета нагрузки не разработано.

3. По уровню развития силы, быстроты и выносливости юные пловцы уступают не только спортсменам других специальностей, но в ряде случаев и неспортсменам-однолеткам. Следовательно, существующая система ОФП малоэффективна. Она не обеспечивает общей физической подготовленности юных пловцов, что может являться одной из главных причин их существенного отставания от зарубежных пловцов.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СОВРЕМЕННОЙ ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ Высокие нагрузки, свойственные современным методам тренировки пловцов, предъявляют огромные требования к организму спортсменов. Чтобы спортсмен успешно переносил большую и постоянно повышающуюся нагрузку в тренировке и напряжение соревнований, необходимо непрерывно расширять функциональные возможности его организма, развивать физические качества. Совершенно особое значение приобретает физическая подготовка в связи с происходящим с 1952 года переходом к ранней спортивной специализации в плавании.

Спортивная практика показывает, что в отличие от большинства других циклических видов спорта в плавании высоких и даже рекордных результатов могут добиться юные спортсмены в возрасте 15-17 лет (юноши) и 13-16 лет (девочки и девушки). Возможность достижения высоких спортивных результатов в плавании в сравнительно юном возрасте объясняется целым рядом физиологических и биомеханических особенностей организма подростка и некоторыми гидродинамическими условиями, которые создает водная среда. Вкратце эти особенности сводятся к следующему: а) горизонтальное положение тела при плавании создает благоприятные условия для деятельности сердечнососудистой системы; б) от пловца требуется несколько меньший уровень физической силы, чем в других циклических видах спорта, тем более что при плавании почти полностью отсутствуют статические напряжения, направленные па поддержание позы.

Максимальные усилия при гребке во всех способах плавания достигают всего лишь 12-25 кг (Е. Шрамм, К. Юрина, Э. тлей), что вполне под силу подростку и юноше 13-16 лет, тогда как и бег, и лыжи, и велосипед требуют усилий, в несколько раз больших; в) небольшой собственный вес юного пловца положительно влияет на гидродинамические условия плавания.