Существенные разногласия

Большие нагрузки, состоящие из «скоростных» упражнений, выполнялись по такой схеме: после разминки дети дважды, с перерывом 2-3 мин., проплывали 25 м с максимальной скоростью. Затем они отдыхали 8-10 мин. и далее выполняли серию упражнений в плавании на 25 м со скоростью на 5-7% ниже максимальной и отдыхом между упражнениями 2-3 мин. Повторения прекращались тогда, когда дети оказывались не в состоянии проплывать дистанцию с заданной скоростью (до устойчивого падения результатов) . Урок с большой нагрузкой, направленной на развитие выносливости, начинался по этой же схеме, но вместо серии дистанций по 25 м испытуемый проплывал дистанцию примерно 1000 м, строго придерживаясь заданной скорости. Плавание прекращалось тогда, когда занимающийся оказывался не в состоянии продолжать плыть с заданной скоростью.

В среднем испытуемые проплывали, в зависимости от их индивидуальных особенностей, от 800 до 1500 м. Для получения объективных данных в дни больших нагрузок и в дни наблюдения за последействием этих нагрузок применялись следующие методики: 1) спортивная проба — максимальная скорость проплывания дистанции 25 м и реституция пульса; 2) ортостатическая проба по Тесленко; 3) динамометрия; 4) сенсомоторная проба; 5) электрокардиография; 6) спирометрия; 7) определение артериального давления; 8) измерение температуры кожи (электротермометр); 9) оценка техники и состояния пловца путем визуальных наблюдений; 10) опрос и учет субъективных ощущений занимающихся. Данные экспериментальных исследований. Эксперимент № 1. Применялась большая нагрузка, состоявшая из упражнений, направленных на развитие быстроты и скоростной выносливости.

После дня с большой нагрузкой интегральные показатели работоспособности пловцов заметно снизились. Наибольшее снижение наблюдалось на 2-й день после нагрузки (считая день нагрузки нулевым).

Восстановление работоспособности началось на 3-й день с достижением исходного уровня на 4- 5-й день с суперкомпенсацией на 5—7-й день после дня с большой нагрузкой.