Творческая и самостоятельная работа

Необходимым условием успеха в спорте и важным фактором нравственного совершенствования личности спортсмена является его творческая самостоятельная работа. Чтобы приучить к этому спортсмена, тренер привлекает его к совместной разработке плана тренировки; намечает и реализует программу самовоспитания моральных и волевых качеств; приучает вместе с собой думать над возможностью улучшить технику; доверяет самостоятельно тренироваться, поощряет стремление анализировать действия в процессе тренировки, вести дневник, помочь советом своему товарищу. Самостоятельная работа спортсмена не противоречит принципу коллективности.

Коллективные и индивидуальные формы должны умело и разумно сочетаться в тренировочном процессе. С целью воспитания черт коллективизма, дружбы и товарищества многие тренеры поручают более сильным спортсменам шефствовать над менее подготовленными, разрешают им вести разминку, тренировку, советуют разбирать и анализировать выполнение упражнения товарищем, подготавливать место занятий, познакомиться с новичками, обсудить поведение товарища и т. д. Такие конкретные задания также приучают к самостоятельности. К воспитанию спортсменов следует подходить дифференцированно, с учетом возраста и подготовленности.

Наблюдения показывают, что чем выше спортивная квалификация спортсмена, тем специфичнее («спортивнее») становятся методы и средства воспитания, применяемые в спортивной тренировке. Заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике Н. Виноградова так рассказывала о первых годах тренировки с заслуженным тренером СССР Л. Г. Сулиевым.

«Первые годы я себя не могла контролировать. Иногда мне просто хотелось уйти со стадиона — так я уставала. Но Леван Григорьевич никогда не отпустит обязательно заставит выполнить задание.

Он много беседовал со мной, приучал быть собранной, настойчивой. Был очень строгим.

В конечном счете, я убедилась, что все его требования мне очень помогали».