Данные субъективных ощущений и анализа

На основе данных исследования можно сделать следующие выводы: 1. Реакция организма на определенную работу индивидуализирована и обусловлена состоянием организма в каждый отдельный период времени. Исходя из этого, оценка величины тренировочной нагрузки только с внешней стороны, т. е. только по количеству выполненной работы без учета внутренней реакции организма, будет узкой, односторонней, не отвечающей сущности разбираемого вопроса. 2. В решении проблемы нормирования тренировочных нагрузок в занятиях с юными гимнастами большую роль играют методы и критерии оценки нагрузок.

3. Наряду со сложными электрофизиологическими методиками успешно можно применять и более простые методики, доступные не только врачам и физиологам, но и педагогам. 4. Комплексная методика, включающая в себя учет механической работы, а также физиологической реакции организма на выполненную работу, о которой можно судить по частоте пульса, задержке дыхания, динамике потери веса и субъективным ощущениям занимающихся, дает возможность судить о величине тренировочной нагрузки.

5. Контроль за ходом восстановительных процессов помогают осуществлять индивидуальные дневники самоанализа и самоконтроля. Поэтому ведение дневников самоконтроля должно стать неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса.

6. Из всех перечисленных показателей, по которым можно судить о величине нагрузки, особого внимания заслуживают динамика потери веса, пульсометрия и учет субъективных ощущений занимающихся. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ЗАНЯТИИ С ЮНЫМИ БАСКЕТБОЛИСТАМИ Вопрос о соотношении общей и специальной физической подготовки в настоящее время рассматривается как один из главных факторов, определяющих возможность повышения всестороннего физического развития и достижения спортивно-технического мастерства юных баскетболистов.

Следует, однако, отметить, что в системе подготовки баскетболистов, как взрослых, так и юных, до настоящего времени роль физической подготовки несколько недооценивается. Так, по данным ЦНИИФКа, из баскетболистов — участников Всесоюзной спартакиады 1961 г. — общую и специальную физическую подготовку применяли: Из участников VII Всесоюзной спартакиады школьников только 61% юношей и 73% девушек использовали общую физическую подготовку в подготовительном периоде и 47% юношей и 54% девушек применяли эти средства в основном периоде занятий.

Аналогичные данные, свидетельствующие о недостаточном внимании к средствам общей и специальной физической подготовки в годичном цикле занятий с юными баскетболистами и о резком снижении их объема в соревновательном этапе, получены ЦНИИФКом также при анализе материалов анкетного опроса участников VIII Всесоюзной спартакиады школьников и участников всесоюзных юношеских соревнований по баскетболу в 1963 г.