Как показывает суммарный анализ всех полученных данных, успех выступления на VIII спартакиаде той или иной республики, помимо прочих факторов, во многом зависит от уровня методической работы с юными спортсменами, от степени внедрения в практику основных положений советской системы тренировки. Имеется ли определенная зависимость между уровнем методической работы со спортсменами в той или иной республике и успехом ее выступления на VIII спартакиаде школьников? Обнаруживается четкая зависимость (за редким исключением) между состоянием методической работы с юными спортсменами в республике и ее успешным или неуспешным выступлением на Спартакиаде. Например, более высокий уровень методической работы — в УССР, Москве, РСФСР, Ленинграде и Грузии.
Эти же республики и города заняли первые пять мест в финальных соревнованиях VIII Всесоюзной спартакиады школьников. Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Молдавия замыкают итоговую таблицу финальных соревнований. В этих республиках нами выявлена слабая постановка учебно-методической работы, недостаточная реализация принципов советской системы спортивной тренировки.
Результаты исследования, проведенного сектором теории и методики юношеского спорта ЦНИИФКа, отчетливо показывают, что имеются значительные возможности для улучшения качества спортивной подготовки молодежи во всех республиках и городах нашей страны. АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ЛИТОВСКОЙ ССР В процессе многолетней подготовки юных спортсменов в детских спортивных школах одной из основных задач является всесторонняя физическая подготовка юного организма к предстоящей сложной спортивной деятельности.
Эту подготовку нельзя осуществлять, используя лишь специальные упражнения, присущие избранному виду спорта. В тренировке соответствующее место должны занимать самые разнообразные физические упражнения, укрепляющие организм молодого спортсмена, развивающие силу, быстроту, выносливость, ловкость. Всестороннее физическое развитие, высокий уровень физических качеств — основа спортивной специализации и спортивного мастерства.
Большое значение здесь имеет систематический педагогический контроль и педагогический анализ. В. М. Дьячков, В. П. Филин, С. С. Грошенков и другие авторы в своих работах указывают на то, что оценка уровня развития физических качеств позволяет определять эффективность учебно-тренировочного процесса, выявлять недостатки, правильно подбирать средства и методы, перспективно планировать и глубже индивидуализировать работу с юными спортсменами. Для определения уровня физической подготовленности учащихся детских спортивных школ Литовской ССР были проведены в октябре — ноябре 1962 г. обследования более 6000 учащихся (в 30 детских и 5 юношеских спортивных школах разных районов и городов), что составляет 50% всего количества занимающихся в детских спортивных школах Литовской ССР. Массовые обследования физической подготовленности по единой разработанной методике осуществляли тренеры детских и юношеских спортивных школ в своих учебных группах.