Общие положения

Комплексную методику составили следующие методы исследования: 1. Для определения способности к дозированию усилий мы использовали методику А. В. Коробкова и Г. И. Черняева (1963) в пашей модификации, заключающейся в изменении приема измерения. Опытным путем была определена методика, при которой у детей измерялись максимальные и дифференцированные в 50 и 25% от максимального усилия правосторонних и левосторонних сгибателей и разгибателей кисти, предплечья, плеча, плеча в отведении и приведении, бедра, туловища и голени до и после экспериментального периода. Для определения минимальных и максимальных порогов различения усилий для отдельных групп мышц применялся тест, состоящий в изменении усилия испытуемого в сторону уменьшения от максимального на 80, 60, 40, 20% и в сторону увеличения на 20, 40, 60, 80, 100%. Данные, по лученные с точностью до 100 г в каждом измерении, позволяют считать, что в исследуемых возрастах при всех дифференцировках имеется тенденция к переоценке усилий испытуемыми.

Эта тенденция проявляется в значительно меньшей степени у опытных групп по сравнению с контрольными, причем в обоих случаях в наибольшей мере — при 25% усилия, чем при 50%. Правильное определение уровня точности воспроизведения усилий отдельными группами мышц даст возможность прослеживать становление любого двигательного навыка. 2. Для дифференннровки порогов различения временных интервалов выявлялась способность испытуемого к точности воспроизведения отдельными группами мышц интервалов времени 1, 2, 3 и 4 сек. При этом определялась величина дифференцировочных порогов при изменении исходного времени в сторону его увеличения и в сторону уменьшения.

Двойной электронный миллиэлектро-секундомер с контактирующими устройствами позволял одновременно фиксировать скорость двигательной реакции исследуемой группы мышц на различный звуковой и : световой раздражитель и степень воспроизведения точности интервалов времени 1, 2, 3 и 4 сек., наблюдать увеличение интервалов с 1 до 4 и уменьшение с 4 до I сек. Восприятие времени испытуемыми непосредственно в изучаемом навыке исследовалось при беге (15, 60 и 300 м) и передвижении на лыжах (1000 м) с заданной скоростью.